Перейти к содержимому


Фотография

технология образовательного туризма


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 diman

diman

    Advanced Member

  • Members
  • PipPipPip
  • 79 сообщений

Отправлено 04 September 2012 - 18:39

Современные образовательные технологии в туризме. Л.В. Иванова. г.Тюмень.

Современные образовательные технологии в туризме.

Л.В. Иванова. г.Тюмень.


Образовательные технологии – необходимый инструмент в современном вузовском образовании. Они позволяют подготовить специалистов, способных к решению профессиональных задач и проблем, презентации своих достижений.
Понятие «технология» используется в данной публикации в следующем определении: цикл (система) приемов образовательного процесса по реализации государственного образовательного стандарта на уровне конкретной учебной дисциплины, а также для решения воспитательных задач. В.С. Кукушкин выделил основные компоненты технологии обучения как системной категории, включающей: цель, содержание, средства педагогического взаимодействия, организацию учебного процесса (учащийся и педагог), результаты деятельности.
Система подготовки кадровых ресурсов в туризме основана на многопрофильности образования, т.к. связана с инфраструктурой обслуживания, технологиями досуга, оздоровления населения, экскурсионной работой и обеспечением безопасности туристов. Следовательно, введение новых форм вузовской образовательной деятельности, при условии сохранения классической системы передачи знаний, должно обеспечить высокий эффект в подготовке специалистов разного профиля работы. По мнению ряда исследователей, в содержании специальных разделов образования все большую детализацию получает личностно ориентированное обучение.
Попыткой обобщения и описания накопленного регионального опыта в образовательной практике туризма стало учебно-методическое пособие кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий «Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании». Достоинством пособия является то, что кроме описания технологии проведения тренингов в нем представлен ряд готовых занятий при подготовке специалистов туристской, гостиничной и ресторанной сфер. Метод упражнений на основе примеров из практики профессионалов, краеведческого материала в образовательной деятельности использован и апробирован в преподавании экскурсоведения Г.Н. Сауковым, что приводит, по словам автора, к повышению активности работы студентов, позволяет сформировать навыки, необходимые для создания экскурсий.
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма Тюменском государственного университета смело проектирует и применяет в образовательной практике инновации, позволяющие по-новому транслировать знания, формировать умения и навыки, укреплять взаимодействие субъектов образовательного процесса: преподавателей и студентов. При этом, для достижения целей могут использоваться разные технологии и методы (приемы). Дадим общую характеристику использования нескольких образовательных технологий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма ТюмГУ на примере апробированных автором учебных дисциплин специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направления «Туризм».
Технология модульного обучения позволяет структурировать содержание учебной программы в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению. Каждый модуль направлен на формирование определенной или нескольких профессиональных компетенций: владением основами проектирования туристского продукта; способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту; готовностью к разработке и реализации турпродукта на основе современных технологий; умением рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии; способностью к эффективному общению с потребителями турпродукта.
В программе дисциплины «Технология въездного туризма» предусматриваются три учебных модуля. Модуль 1 «Основы туроперейтинга въездного туризма» знакомит с курсом, основными терминами и понятиями, дает общую характеристику въездного туризма, характеризует исторические этапы развития российского въездного туризма и современное состояние въездного туризма в РФ. Модуль 2 «Продвижение туристского продукта» расширяет знания об экономическом эффекте, политическом и социально-культурном дефектах въездного международного туризма, дает представление о национальной индустрии въездного туризма и особенностях ее функционирования, раскрывает понятие «инкаминг» – разработка и продвижение национального туристического продукта на зарубежных туристических рынках, характеризует типы въездных туров. Модуль 3 «Туристический потенциал регионов России» углубляет знания студентов о процессе производства национального туристического продукта, формирует навыки создания и организации программы въездного тура познавательной, экологической и др. направленности, обеспечения визовой поддержки иностранных туристов со стороны отечественных операторов. Все модули предполагают интенсивную самостоятельную работу студентов. Так в Модуле 3 учащиеся характеризуют основные туристические и курортные зоны в России федерального значения: определяют границы, ресурсов, системы управления, инфраструктуру, специализацию по видам туризма, туристические объекты.
В рамках технологии модульного обучения педагог смещает акцент с информационной на консультативно-координирующую деятельность. В каждом модуле активно используются мультимедийные средства обучения. Тема презентации и аналитического текста для каждого студента согласуется с преподавателем, четко обозначены сроки сдачи этой работы. Например, дисциплина «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации» предусматривает три учебных модуля: Модуль 1 «Историко-культурное наследие как туристский ресурс. Нормативно-законодательная база охраны памятников»; Модуль 2 «Русское деревянное оборонное зодчество. Памятники культовой архитектуры»; Модуль 3 «Архитектурный облик культурно-исторических центров России. Историко-архитектурный потенциал Тюменского региона». Каждый модуль предполагает сбор и анализ студентами визуальной и текстовой информации по историко-архитектурному потенциалу России и регионов в сфере туризма. В течение 3-х лет (2008-2010 гг.) студенты разных групп готовили презентационный материал об особенностях историко-культурного наследия России, охватывающего как сами памятники наследия, так и среду, в которой они существуют, о формировании пространственной среды и охране культурно-исторических центров, архитектурном облике русских городов, как объектах туристской деятельности, историко-архитектурном потенциале Тюменского региона в сфере туризма. Эти материалы были сгруппированы преподавателем в темы: «Храмы Тюмени», «Памятники архитектуры Тюменской области» и «Культурно-истори-ческие центры России». В дальнейшем этот дидактический материал будет применяться в образовательной практике данной учебной дисциплины, постоянно дополняться другими студентами, оставаясь актуальными в решении образовательных проблем длительное время.
В конце каждого пройденного модуля педагог проводит контрольное тестирование студентов для проверки степени сформированности компетенции, каждый из заданий предполагает один правильный вариант ответа из нескольких, предложенных преподавателем. Нами используются несколько видов тестов: тесты самостоятельного анализа, тесты оценочного и обучающего характера. Разработанные тесты применяются не только для среза итоговых знаний, но и в процессе самопроверки учащихся, для закрепления знаний, в ходе изучения нового материала, при проведении промежуточной аттестации. Преподавателем систематически ведется рейтинг учебных достижений студентов: за каждую работу в модуле зачисляется определенное количество баллов, которое используется при формировании единой оценки в конце семестра. Более сложные выполненные работы оцениваются преподавателем выше, максимум определен для каждой конкретной работы. Кроме того, студент может набрать баллы за активную работу в аудитории, контрольные и тестовые работы, участие в учебных экскурсиях.
Технология проблемного обучения предусматривает противоречие между тем, что студент знает и тем, что необходимо знать, чтобы решить поставленное преподавателем познавательное проблемное задание. По дисциплине «Конфессиональный туризм» на протяжении нескольких занятий студенты рассматривают проблемы практической организации поездок в религиозном туризме (экономические, правовые и организационные особенности паломничества по Святой земле и хаджа в Мекку): собирают теоретический материал, привлекают события из реальной жизни, собственный жизненный опыт. Вместе с преподавателем студенты посещают культовые учреждения (синагогу, православный и католический храмы, мечеть) и общаются с представителями религиозных общин г. Тюмени. На основе этого эмпирического материала и привлекая свои теоретические знания, студенты описывают особенности, тенденции и фактическое состояние конфессионального туризма, составляют психологический «портрет» паломника, устанавливают сходства и различия организации поездок к святым местам, предлагают пути решения возможных трудностей.
Для подготовки семинарских занятий преподаватель предлагает студентам самостоятельно разбиться на рабочие группы по 3-4 человека, выбрать из списка тему, или предложить собственную, если они находят ее важной или интересной для них. Презентация самостоятельной работы студентов предполагает обязательное наличие дискуссии в аудитории. Студентам предоставляется возможность участвовать в составлении промежуточных и итогового контроля знаний: они придумывают тестовые задания по темам «Нормативно-законодательная база конфессионального туризма» и «Национальные и мировые религии: история и современность», что позволяет им провести ревизию собственных знаний. Таким образом, использование технологии проблемного обучения порождает у студентов понимание религии как культурно-исторического феномена, значимости религиозного туризма, вовлекает их в процесс самостоятельного открытия «новых» знаний и умений, личностных оценок действительности, формирует толерантность.
Портфолио – современная образовательная технология накопления и систематизации информации, активно используется в вузовской практике. Важно различать портфолио как технологию и как продукт образовательного процесса. Портфолио как технология в рамках базовой подготовки использует метод безотметочного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, сформированности умений и навыков. Создание каждым студентом собственного тематического портфолио по дисциплине «Организация размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания туристов» включает в себя следующие компоненты: выдержки из Международного и Российского законодательства в сфере туробслуживания, ГОСТы, материалы по категоризации средств размещения и гостиничных номеров, классификации транспортных средств и путешествий, глоссарий, информационный листок для туриста, образец договора на экскурсионное обслуживание, технологическую карту экскурсии и пр. Данное портфолио поможет студентам на учебной практике, при написании курсовых и дипломной работы, в будущей реальной профессиональной деятельности. Кроме этих дидактических материалов в портфолио входят результаты учебной деятельности по дисциплине (тесты, контрольные работы) будущих специалистов сферы туризма и индустрии гостеприимства. Портфолио может быть выполнен студентом на отдельную тему, иллюстрировать процесс прохождения практики, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся, способствует их самостоятельности. Презентация (обсуждение и защита) портфолио происходит на семинарском занятии.
Портфолио, как совместно оцениваемый преподавателем и студентом итог изучения курса, включает письменный анализ результативности процесса обучения, рефлексивные материалы, отзывы педагогов, тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе и пр. Важно начать собирать портфолио с первых курсов обучения. Запуск портфолио студентов I курса эколого-географического факультета направления «Туризм» сопровождался мотивацией со стороны преподавателя и куратора группы (каждому студенту стало понятно, зачем это нужно ему выполнять), определением вида и рубрик портфолио (глоссарий, письменные работы, исследования, результаты проверочных работ, печатные работы, картографический материал, грамоты, сертификаты и пр.), критериев и периодичности оценивания.
Итак, смысл применения современных образовательных технологий в туризме состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил на достижение целей, оптимальности выбираемых для этого методов. Сохраняя основные формы организации образовательного процесса (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, консультации, проведение зачетов и экзаменов), новые образовательные технологии создают условия для формирования развивающей, профессионально ориентированной среды, толерантности, реализации личностного потенциала преподавателей и студентов.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика